О мошеннических действиях в соцсетях

О мошеннических действиях в социальных сетях и мессенджерах Министерствам, ведомствам, муниципальным образованиям Ростовской области (по списку рассылки) Банком России уделяется повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности финансовых услуг, оказываемых населению и организациям, в сотрудничестве с правоохранительными и иными органами государственной власти проводится системная работа по профилактике и противодействию преступлениям и правонарушениям в кредитно-финансовой сфере. В настоящее время выявлены многочисленные факты использования в мошеннических целях в социальных сетях и мессенджерах поддельных («зеркальных») аккаунтов руководителей органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней, предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – организации), а также руководителей подразделений Банка России. Одной из распространенных схем является использование злоумышленниками поддельных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах для связи с сотрудниками организаций. Указанные аккаунты содержат реальные данные руководителей (фамилия, имя, отчество, фото и т.п.) и выглядят максимально достоверно. 2 Во всех случаях преступники действуют примерно по сходным сценариям. Сотрудник организации получает сообщение в социальной сети, мессенджере или по электронной почте якобы от своего руководителя. При этом злоумышленник обращается к сотруднику, используя его имя и отчество, чтобы вызвать доверие. В процессе общения злоумышленник предупреждает о последующем телефонном звонке из какой-либо организации или правоохранительных органов и просит сотрудника организации никому о нем не сообщать, а после завершения – отчитаться о результатах разговора. После этого сотруднику организации поступает звонок, в ходе которого у него могут запрашивать различную конфиденциальную информацию и вынуждать совершать противоправные действия в пользу злоумышленников. Продолжая совершенствовать методы социальной инженерии, злоумышленники в ряде случаев проводят предварительную разведку и используют информацию о потенциальных жертвах, чтобы вызвать доверие. В приведенном примере злоумышленники используют доверие сотрудников организаций к непосредственному руководителю и страх столкнуться с последствиями отказа выполнить его требования. Подобным «атакам» уже подверглись работники государственных организаций, организаций оборонно-промышленного комплекса и потребительского сегмента бизнеса, а также руководители подразделений Банка России. С поддельных аккаунтов злоумышленниками рассылаются сообщения также и в адрес руководителей и работников других организаций с целью получения контактных данных лиц, необходимых мошенникам для дальнейшего взаимодействия и совершения противоправных действий. Ещe одной из распространeнных мошеннических схем является рассылка в социальных сетях и мессенджерах сообщений с предложением проголосовать по различным темам (участие в конкурсе, выбор музыкальной композиции, фильма и т.п.), содержащих ссылку, после перехода по которой легальный аккаунт пользователя перехватывается злоумышленниками. 3 В этом случае необходимо при восстановлении доступа к аккаунту использовать штатные механизмы социальной сети и мессенджера. Информируем о вышеизложенном в целях повышения уровня информационной безопасности, при выявлении подобных случаев просим сообщать о них в Банк России (сайт Банка России – www.cbr.ru, раздел «Интернет-приемная»). Кроме того, сообщаем, что работники Банка России для решения рабочих вопросов используют исключительно официальные каналы связи. Благодарим за сотрудничество! Управляющий Отделением Ростов-на-Дону Н.Н. Леонтьева